Серые цинковые крыши Парижа, являющиеся одним из символов французской столицы, вскоре могут оказаться в списке культурного наследия ЮНЕСКО. По крайней мере, об этом мечтает руководитель IX района города, развернувший по этому вопросу широкую кампанию.
Месье Бюркли считает, что парижские крыши незаслуженно «забыли», между тем это отличительная часть фасадов буржуазных домов с момента великой реконструкции города. Одинаковые цинковые крыши ломаной формы в Париже появились во второй половине девятнадцатого века, когда по велению императора Наполеона III, барон Жорж Осман распорядился использовать чердачные помещения в качестве жилого пространства.
Такие крыши в семнадцатом веке популяризировал французский архитектор Франсуа Мансар (1598-1666), собственно отсюда и пошло название чердачного этажа – мансарда. Однако в его времена они так и не снискали должной славы, зато приобрели огромнейшую популярность во время Второй империи и правление Наполеона III. В результате сегодня в центре Парижа, практически над каждым жилым домом и даже зданиями популярных парижских универмагов можно встретить мансардные надстройки.
Хотя идея сделать крыши французской столицы объектом всемирного наследия, называемая «Седьмой этаж Парижа», и кажется пусть и романтичной, но немного странной, в городском муниципалитете она давно обсуждается и единогласно одобрена властями. Следующим шагом будет представить предложение в ЮНЕСКО.
Крыши Парижа не столь высоки и значимы, как например, небоскребы Нью-Йорка, однако при взгляде сверху, листы оцинкованного металла и шиферные плитки образуют сине-серое море, где трубы ютятся друг с другом, а с большого расстояния все выглядит, как игра волн. Море переходит в паутину улиц, расходящихся в радиальном направлении от Триумфальной арки.
Красота парижских крыш очень фотогенична, и давно привлекает внимание творческих людей. Их увековечил, например, художник Гюстав Кайботт, фотограф Андре Кертеш, венгерский еврей, который в 1925 году эмигрировал во Францию, а также режиссеры Франсуа Трюффо, Анри Верной и многие другие.
Руководитель IX района хочет придать парижским крышам туристическую важность. Есть масса проектов по обустройству на крышах столицы ресторанов, баров, бассейнов и просто смотровых площадок. Власти надеются, что признание их достопримечательностью привлечет инвестиции и большое количество иностранных туристов.
Однако не все согласны с этим решением. Ряд общественных организаций парижан обеспокоены, что превращение крыш в достопримечательности и развлекательные объекты, приведет к утрате их первоначального вида, их подлинности.
В настоящее время единственным местом Парижа в списке мирового культурного наследия является набережная Сены, включенная туда в 1991 году. Она простирается от моста Сен-Мишель до Нового моста. Первый здесь причал был построен во времена Филиппа Красивого в 1313 году, каменные же набережные по обе стороны Сены были возведены лишь в 1753 году.